3 занятие. Личностный блок Практическое занятие «Уверенность в себе»

  Автор:
  242

Занятие можно использовать как в групповой работе, так и для индивидуальной.

Обсуждение домашнего задания.

Цель данного занятия. Ознакомить с компонентами уверенности, истоками неуверенности. Научить различать уверенное, агрессивное и неуверенное поведение, как в себе, так и в других людях. Дать толчок к саморазвитию.

Мини – лекция. Уверенность в себе. Компоненты уверенности в себе. Истоки неуверенности.

Тестовое задание. Тест уверенности в себе 

Упражнение 1. Признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Задание на определение поведения. Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с помощью теста П. Якубовской

Упражнение 2. «Отказать уверенно, агрессивно, неуверенно».

Методика «самохарактеристика».

Декларация прав и обязанностей К. Д. Заслофф.

Домашнее задание.

Процедура: Обратная связь (анкета).

 

Мини — лекция. Уверенность в себе. Компоненты уверенности в себе. Истоки неуверенности

Синонимы слова “Уверенность” – убежденность, вера, твердость, авторитетность, доверие, убеждение, решительность, победаностность: антонимы – неуверенность, колебание, сомнение, тревожность.

Большая часть формирующейся личности человека приходится на первые 5 лет жизни, когда закладывается психологический фундамент человека.

Первый, кто оставляет “отпечаток” на формирование личности ребенка, это его окружение, его родители и тот стиль воспитания, который преобладал в семье..

Из теории «обучения на моделях» Альберта Бандуры можно увидеть, что новые репертуары навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения, возникают как результат подражания — копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. В результате, уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность, возникает как некий «слепок» образцов поведения.

Уверенность в себе — это сложное структурное образование и однозначного определения нет и трактоваться может по разному.

Но, в общем многие исследователи уверенности могут согласиться с тем, что ядром уверенного в себе человека является позитивная оценка собственных способностей и навыков, а также вера в себя.

Как уже говорилось, уверенность в себе, это сложное структурное образование и состоит оно из ряда компонентов.

Это личностный, когнитивный или проще говоря наше мышление и мысли, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты.

Личностный компонент представлен высоким уровнем самооценки и самоуважения человекаВысокая самооценка в структуре уверенности образует личностный комфорт и самопринятие и служит источником удовлетворенности человека самим собой. Что касается самоуважения, то здесь человек считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. И наконец, человек осознает свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, стремится к самодостаточности и к успеху.

Когнетивный компонент — это сфера мышления, которая связана с самовосприятием, с мысленными установками в отношении себя, самооценкой, с помощью которой человек оценивает свои личностные качества, способности, поступки. Здесь человек понимает преимущества уверенного поведения, убеждён в успешности достижения результатов в какой либо деятельности. Исследователь Левитов Н.Д. уверенность или неуверенность считает интеллектуальным процессом вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или не достижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. Иными словами, человек осознаёт свою, в данном случае уверенность, верит в себя и для достижения целей концентрирует внимание на таких мысленных установках как: я смогу, у меня получится, я это сделаю и т.д.

Эмоциональный компонент оценивается как «сценичность» на основании доминирования эмоций радости и гордости в реализации черт личности, предвосхищения положительного исхода задуманного и т.п. «Астеничность» оценивается доминированием отрицательных эмоций — тревогой; частым предчувствием неудачи, страха и разочарования. По мнению Владимира Ромека, психолога и исследователя уверенности, эмоциональный компонент отражает позитивный эмоциональный фон личности, включает умение управлять своими реакциями, сдерживаться, проявлять спокойствие, стабильность и уравновешенность. Исследователями показано, что положительные эмоциональные состояния влияют на память, рассуждения, готовность рисковать, когнитивную организацию и принятия решений.

В мотивационный компонент входит умение человека оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. Делать выбор доминирующих побуждений, которые ориентированы на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность). В социоцентрическом побуждении у человека доминирует желание в помощи другим людям, а в эгоцентрическом побуждении с желанием проявить себя и свои возможности, стремлением быть самостоятельным и независимым, намерением улучшить свой статус и т.д.

Вот мы и подошли к поведенческому компонент который объединяет все вышеперечисленные составляющие и отражается во внешней реализации поведенческого репертуара уверенности в себе. Примером может служить «инициатива» человека, которая проявляется в межличностном взаимодействии в рабочем коллективе, в личных отношениях и т.д. В поведенческом компоненте уверенность в себе отражается в виде:

  • соответствующей осанке;
  • постановки головы;
  • движения;
  • походки;
  • жестов;
  • мимики;
  • взгляда;
  • манера говорить и др.

Что касается выше перечисленных компонентов, то хочется отметить то, что они существуют не изолированно  друг от друга, а во взаимодействии  и сплетении друг с другом и взаимоотражающие один в другом. Так например, при смелых мысленных образах наша осанка выглядит более стройней и уверенней или при тревожно-защитной позе у нас может появиться тревожно-эмоциональный фон и таких примеров может быть множество.

Далее хочется отметить, что представители бихевиорального направления (А. Сальтер, Д. Вольпе, А. Лазарус, Р. Ульрих) считают, что уверенность в себе состоит из определённых навыков и представляют уверенного в себе человека как обладателя со следующими умениями:

  • умением выстраивать межличностные отношения;
  • умением попросить о чём-либо;
  • ответить отказом на чью-либо просьбу.

Таким образом, бихевиористы пришли к заключению, что отсутствие или неразвитость той или иной способности (навыка) приводит к снижению уверенности в себе. Поэтому, уменьшить или снять барьеры, мешающие человеку быть уверенным в себе, можно с помощью обучения его навыкам уверенного поведения, в тренинге уверенности.

При когнитивно-бихевиористском подходе (Р. Зигмунд, В. Г. Ромек), изучение уверенности либо неуверенности  направлено на мысленные установки человека по отношению к себе и его способы мышления; негативное — позитивное, неэффективное — продуктивное или неадекватное — реалистичное. А также на те последствия, которые выливаются в соответствующем поведением. И если у человека сформирована установка в том, что он неудачник, то и вести он себя будет соответственно. А если установка как об успешном и уверенном в себе человеке, то следствием будет более активное и ответственное поведение.

Представители так называемой отечественной психологии, профессор А.И. Крупнов и М.А. Селиверстова, рассматривают уверенность как системное психическое образование и к базовым её свойствам относят:

  • уверенность;
  • общительность;
  • ответственность;
  • настойчивость;
  • организованность;
  • любознательность;
  • инициативность;
  • трудолюбие и др.
Эти свойства начинают формироваться в раннем детстве.

А по каким же ещё признакам можно определить уверенного в себе человека, как их можно отличить от других людей?

Тем, что в отличии от других, уверенные люди:

  • говорят громко и ясно, редко переходят на крик;
  • смотрят в глаза собеседнику;
  • выдерживают оптимальную дистанцию в общении;
  • умеют держать паузу в разговоре;
  • редко перебивают партнёров;
  • способны ясно и чётко выражать свои мысли;
  • открыто говорят о своих желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и чётким обоснованием;
  • часто используют местоимение «Я»;
  • не боятся выражения личного мнения;
  • высказывая претензии к окружающим, они редко используют упрёки и оскорбления.

Истоки неуверенности.

Выученная беспомощность. Мартин Селигман предположил, что на формирование личности ребёнка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, в том числе и социальной среды, на его поведение.

Если ребёнок длительное время находится в неблагоприятных условиях: постоянного унижения, физического или психологического насилия, подвергается травле в школе — буллинги, моббинги,то у него со временем формируется выученная беспомощность.

Неуверенность в себе и страх. Ф. И. Иващенко неуверенность в себе рассматривал как проявление страха. С его точки зрения, неуверенность в себе и страх являются феноменами одной природы, но разной степени  выраженности, связанной с силой нервной системы и с педагогическими нарушениями: завышенными требованиями, запугиваниями, наказаниями.

Джозеф Вольпе выделил и подробно описал социальные страхи:

  • страх критики;
  • страх быть отвергнутым;
  • страх оказаться в центре внимания;
  • страх показаться неполноценным;
  • страх начальства;
  • страх новых ситуаций;
  • страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;
  • страх не суметь сказать «нет».

Чувства вины и стыда. Психологи из Германии, Рита и Рюдигер Ульрихи, обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности, наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Тестовое задание. Тест уверенности в себе 

Цель. Определение уверенности в себе, социальной смелости и инициативы.

Пройдите тест, разработанный кандидатом психологических наук, В. Г.Ромеком,  на определение уверенности в себе, социальной смелости и инициативы.  

Обсуждение.

  • Были ли результаты теста неожиданностью?
  • Что бы вы хотели в себе изменить?

Упражнение 1. Признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Цель. Научить различать признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Оборудование. Ручки, бланки с таблицами «Признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения».

Инструкция для групповой работы.

Ведущий объединяет участников в тройки и предлагает каждой из групп выбрать: уверенное, агрессивное или неуверенное поведение. Далее, каждая группа выбирает из таблицы признак, соответствующий данному поведению: А — агрессивное, У — уверенное, НУ — неуверенное поведение.

Инструкция для индивидуальной работы.

В таблице записаны признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Напротив каждого признака поставьте знак: А — агрессивное, У — уверенное, НУ — неуверенное поведение.

Таб.1

Признаки уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

  • открыто говорит о своих правах, желаниях, намерениях, действиях, но не капризничает, не стонет и не ноет;
  • постоянно испытывая чувства вины, ощущая несправедливость;
  • голос усиливается по мере того, как человек говорит;
  • фразы произносится отчетливо;
  • любит восхвалять себя;
  • слов-паразитов мало или нет совсем;
  • первое же «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиться своего;
  • очень быстро переходит в наступление;
  • смотрит в пол;
  • не подходит слишком близко к партнёру, не напирает на него, но и не прячется в стороне;
  • нарушает границы другого человека;
  • поза тела прямая, на соответствующей дистанции;
  • не может просить;
  • держится с достоинством;
  • держится на большой дистанции от собеседника;
  • открытый взгляд;
  • человек воздействует на чувство страха перед конфликтом, «продавливая», нарушая границы собеседника;
  • смотрит на собеседника периодически отводя глаза, взгляд открытый, спокойный;
  • смотрит как будто снизу вверх;
  • доброжелательный, легко встречается со взглядом собеседника;
  • взгляд робкий;
  • умеет выслушать партнёра до конца, не перебивая;
  • не аргументирует свою позицию;
  • не может отстаивать свою позицию;
  • умеет просить;
  • во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником;
  • чувствует себя спокойно, уверенно, не волнуется, не робеет, не агрессивен;
  • тон голоса извиняющийся, тихий, монотонный, много пауз;
  • говорит достаточно громко, чтобы быть услышанным;
  • говорит невнятно;
  • знает, на что он имеет право;
  • смотрит в упор;
  • прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим;
  • выражение лица враждебное независимо от содержания разговора;
  • жестикулирует в меру и, как говорится, в тему высказывания;
  • не может отказывать;
  • склонен к компромиссам, предлагает их сам;
  • жесты чрезмерные, сверх возбужденные;
  • интонация ровная, речь связная, чёткая, логически согласованная;
  • тон голоса кричащий;
  • жесты умеренные соответствуют содержанию беседы, четкие, твердые;
  • мнет руки;
  • выражает свои требования от первого лица: «я…», «мне…», «меня…» и т.д.;
  • свои желания выражает в форме требований, учитывая только свои интересы;
  • способен без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес;
  • чувствуя себя жертвой;
  • умеет отказывать и принимать отказ;
  • бормотание, «мямлит» слова;
  • говорит прямо и открыто;
  • напряженное или искаженное выражение лица;
  • отсутствие напряжения в голосе и теле;
  • оказывает давление на собеседника («Я знаю, что вы…», «Мне очень нужно…», «Вы должны..», «Только вы мне смо­жете помочь…»);
  • ему не нужно манипулировать, чтобы получить желаемое;
  • ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;
  • открыто выражая свои мысли и желания;
  • независимый;
  • напряженная поза;
  • способен брать на себя ответственность за свои действия, свои мысли, за свою жизнь;
  • смотреть мимо собеседника;
  • выглядит спокойным;
  • беспокойный взгляд;
  • ровная осанка;
  • не отводя глаз упорно смотреть на собеседника;
  • самодостаточный;
  • жесты не по содержанию беседы, что-то теребит, вертит, крутит руками;
  • отстаивает свою позицию мирно;
  • спина часто сгорбленная;
  • откровенно высказывается без враждебности и самозащиты;
  • после отказа не уходит, а упорно пытается добиться своего;
  • отстаивает свои права, не попирая при этом прав других;
  • жесты часто закрытые;
  • умеет аргументировать своё мнение, требование, желание;
  • говорит кратко и чётко, не разглагольствует, но и не тараторит;
  • ориентируется на свои желания;
  • выражение лица соответствует содержанию разговора, спокойное, чаще всего доброжелательное, открытая улыбка;
  • отвечает односложно: «да» и «нет»;
  • спокойный и уверенный голос;
  • с напором отстаивает себя;
  • при разговоре не садится;
  • плечи расправлены;
  • голос адекватно громкий, твердый;
  • командный голос;
  • прячет ноги под стул;
  • мысли излагаются ясно и понятно;
  • реакция спонтанная в соответствии с контекстом ситуации.

Затем каждая из групп аргументирует свой выбор. 

Обсуждение.

  • Какой из признаков было сложнее определить? Почему?
  • Какой из признаков было легче определить? Почему?
  • Каких признаков соответствующих вашему поведению было больше, каких меньше, а каких вообще не было? Почему?
  • Какое поведение (признаки) из таблицы вы хотели бы развить у себя, а от какого избавиться? Почему?

Задание на определение поведения. Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с помощью теста П. Якубовской

 Цель. Научиться различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение.

Пройдите тест на различие уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Обсуждение. 

  • Какое поведение было определить сложнее, а какое проще? Почему?
  • Какой репертуар поведения вы чаще всего используете?
  • Каким поведением вы хотели бы овладеть? Почему?

Упражнение 2. «Отказать уверенно, агрессивно, неуверенно».

Цель. Научиться определять уверенное, неуверенное, агрессивное поведение. Потренироваться в отработке уверенного, неуверенного, агрессивного отказа.

Инструкция.

  1. Определите, какое поведение является агрессивным, уверенным и неуверенным по данным ситуациям.
  2. Пропишите три вида поведения (уверенное, неуверенное, агрессивное) на предложенные ниже ситуации.

Таб.2 Ситуации с агрессивным, уверенным и неуверенным поведением.

СитуацииПоведение
 Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.1. «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?».

2. «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу».

3.»Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!».

Ваш друг «забыл» вернуть взятый у Вас конспект.1. «Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне конспект сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать это завтра утром».

2.«Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом моей тетради?».

3.« Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни конспект!».

Ваш приятель ставит вас в неловкое положение, рассказывая при всех истории о вас, и вы говорите ему: …1.Уверенное:______________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Неуверенное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

3. Агрессивное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…1.Уверенное:______________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Неуверенное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

3. Агрессивное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Ваш партнер любит критиковать Ваш внешний вид в присутствии Ваших друзей. Вы говорите:…1.Уверенное:______________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Неуверенное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

3. Агрессивное:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

Обсуждение.

  • Какое поведение было проще определить, а какое сложнее? Почему?
  • Какое поведение было сложнее сформулировать, а какое проще? Почему?
  • Какое поведение вы чаще используете во взаимодействии с людьми? Оно вас устраивает?
  • Какие поведенческие навыки вы хотели бы сформировать? Как они повлияют на ваши взаимоотношения с другими людьми?

Упражнение 3.  «Черно — Беля самохарактеристика»

Цель. Ознакомиться со своими достоинствами и недостатками. Наметить план саморазвития.

Если вы решили заняться саморазвитием, то методик «Чёрно — Белая самохарактеристика» поможет вам сформулировать цель, без чего нельзя начинать ничего. В данном случае  — конкретную цель самосовершенствования.

Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В просторечии называется просто «Зебра» (поскольку каждый человек, как жизнь, не чёрная и не белая, а в «полосочку»).

Инструкция. По приведенному образцу создайте свою самохарактеристику.

Вот образцы (действительные самохарактеристики одного человека):

Зебра А. (Оценочная)
+ (Белый список) Мои достоинства(- Черный список) Мои недостатки
1. Умею смеяться.1. Легко впадаю в уныние.
2. Способность радоваться за другого, восторгаться, дарить.2. Завистливость.
3. Предусмотрительность.3. Трусость. Лживость.
4. Доверчивость4.Некритическая внушаемость.
5. Незлопамятность.5. Вспыльчивость.
6. Стремление к самосовершенствованию.6. Болезненное самолюбие, нетерпимость к критике.
7. Способность к глубоким привязанностям.7. Эгоистичность, невнимательность к близким.

Комментарий.

Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, достоинства и недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною своей стороной не был бы достоинством, равно как и наоборот.

Если либо черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам нечего сказать» о себе — хорошего либо плохого, то это будет свидетельством лишь вашей самонеобъективности.

Желательно, чтобы и в «Зебре» каждый плюс и минус одного номера соответствовали друг другу, как противоположности или как разные стороны одного и того же.

Упражнение 4. Кто Я?

Цель. Данным упражне­нием задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ.

Инструкция. С этого занятия и в течение этого курса вы будете несколько раз отвечать на вопрос: «Кто Я?». Возьмите лист бумаги (дневник) и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете, останется у вас. При желании можете поговорить об этом с дру­гими. На выполнение вам 5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто Я?»

Обсуждение.

  • Появился ли новый ответ на вопрос: «Кто Я?»?

Пятнадцать шагов к уверенности в себе от Филипа Зимбардо. 

Филип Зимбардо — американский психолог, профессор  Стэнфордского университета предложил методы, которые помогут преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе.

Постарайтесь выполнять все предложенные действия. Они помогут Вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.

Пятнадцать шагов к уверенности в себе.

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте соответствующие цели саморазвития.
  2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
  3. Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
  4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
  5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
  6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
  7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».
  8. Ваши действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
  9. Помните, что иное поражение – это удача; знак того, что вы преследовали ложные, не стоившие усилий, цели и того, что вам удалось избежать возможных последующих неприятностей, более крупных.
  10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
  11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с собой. Так вы сможете лучше себя понять.
  12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
  13. Перестаньте чрезмерно охранять свое Я – оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
  14. Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение более мелких, промежуточных целей. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
  15. Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды, вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Господа. Вы – неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться о том, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

Декларация прав и обязанностей К. Д. Заслофф

Права и обязанности

Вы имеете право:

  • иногда ставить себя на первое место;
  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • протестовать против несправедливого обращения или критики;
  • на свое собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
  • предоставлять людям право решать свои собственные проблемы;
  • говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
  • не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
  • побыть в одиночестве, даже если другим хочется вашего общества;
  • на свои собственные чувства;
  • независимо от того, понимают ли их окружающие;
  • менять свои решения или избирать другой образ действий;
  • добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

  • быть безупречным на 100%;
  • следовать за толпой;
  • любить людей, приносящих вам вред;
  • делать приятное неприятным людям;
  • извиняться за то, что были самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • мириться с неприятной ситуацией;
  • жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
  • сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
  • делать больше, чем позволяет время;
  • делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
  • выполнять неразумные требования;
  • отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
  • нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
  • отказываться от своего «я» ради кого бы то ни было или чего бы то ни было.

Эти права отличаются от юридических. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у каждого. Учитесь уважать права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Домашнее задание

Цель. Составить план саморазвития.

Инструкция. По примеру составьте свой план саморазвития.

Пример составление плана саморазвития:

Зебра А. (Оценочная)
+ (Белый список) Мои достоинства(- Черный список) Мои недостатки
1. Умею смеяться.1. Легко впадаю в уныние.
2. Способность радоваться за другого, восторгаться, дарить.2. Завистливость.
3. Предусмотрительность.3. Трусость. Лживость.
4. Доверчивость4.Некритическая внушаемость.
5. Незлопамятность.5. Вспыльчивость.
6. Стремление к самосовершенствованию.6. Болезненное самолюбие, нетерпимость к критике.
7. Способность к глубоким привязанностям.7. Эгоистичность, невнимательность к близким.
Зебра Б. (Целевая)
(-) Цель — проблема (Избавиться, уменьшить, искоренить)(+) Цель-идеал (Обрести, увеличить, развить).
1. Тоскливость.1. Оптимизм, радость жизни.
2. Тревожность, мнительность.2. Спокойствие, мужество.
3. Чувство неполноценности.3. Уверенность в себе.
4. Раздражительность.4. Доброжелательность, внимание к людям.
5. Глупость.5. Умение мыслить.
6. Зависимость от чужого мнения. Лживость.6. Самокритичность на основе собственных идеалов.
7. Завистливость.7. Достоинство, внутренняя свобода.

Бланк к заданию.

Зебра А. (Оценочная)

+ (Белый список) Мои достоинства(- Черный список) Мои недостатки
1.1.
2.2.
3…3…

Зебра Б. (Целевая)

(-) Цель — проблема (Избавиться, уменьшить, искоренить)(+) Цель-идеал (Обрести, увеличить, развить).
1.1.
2.2.
3…3…

Обратная связь пройденого занятия.

Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.

Пример анкеты.

Анкета

  1. Во время занятия я понял, что …
  2. Самым полезным для меня было …
  3. Своими основными ошибками на занятии я считаю …
  4. Мне не понравилось…
  5. На следующем занятии я хотел бы …
  6. На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…

 

Приложение.

 

Признаки неуверенного поведения (я — плохой, ты + хороший)

  • постоянно испытывая чувства вины, ощущая несправедливость,
  • чувствуя себя жертвой.
  • смотрит в пол;
  • не может отстаивать свою позицию;
  • первое же «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиться своего;
  • не может просить;
  • не может отказывать;
  • ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;
  • отвечает односложно: «да» и «нет»;
  • при разговоре не садится;
  • прячет ноги под стул;
  • держится на большой дистанции от собеседника;
  • мнет руки;
  • смотреть мимо собеседника,
  •  беспокойный взгляд,
  • смотрит как будто снизу вверх,
  • взгляд неуверенный, робкий.
  • жесты не по содержанию беседы, что-то теребит, вертит, крутит руками,
  •  жесты часто закрытые.
  • поза тела опущенная,
  • спина часто сгорбленная.
  • тон голоса извиняющийся, тихий, монотонный, много пауз,
  • говорит невнятно.
  • бормотание, «мямлит» слова.

 

Признаки агрессивного поведения (я + хороший, ты — плохой)

  • не аргументирует свою позицию;
  • после отказа не уходит, а упорно пытается добиться своего;
  • любит восхвалять себя;
  • во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником;
  • смотрит в упор;
  • оказывает давление на собеседника («Я знаю, что вы…», «Мне очень нужно…», «Вы должны..», «Только вы мне смо­жете помочь…»).
  • не отводя глаз упорно смотреть на собеседника.
    выражение лица враждебное независимо от содержания разговора.
    жесты чрезмерные, сверх возбужденные.
    тон голоса голос кричащий
    командный голос.
    ориентирующая на свои желания.
  • с напором отстаивает себя,
  • очень быстро переходит в наступление,
  • нарушает границы другого человека,
  • свои желания выражает в форме требований, учитывая только свои интересы.
  •  напряженная поза,
  • резкие движения,
  •  напряженное или искаженное выражение лица,
  • человек воздействует на чувство страха перед конфликтом, «продавливая», нарушая границы собеседника. 

 

Признаки уверенного поведения (я + хороший, ты + хороший)

  • способен без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес;
  • умеет просить;
  • умеет отказывать и принимать отказ;
  • говорит прямо и открыто;
  • склонен к компромиссам, предлагает их сам.
  • отсутствие напряжения в голосе и теле
  • способен брать на себя ответственность за свои действия, свои мысли, за свою жизнь
  • знает, на что он имеет право
  • ему не нужно манипулировать, чтобы получить желаемое
  • открыто выражая свои мысли и желания.
  • независимость;
  • самодостаточность.
  • выглядит спокойным;
  • держится с достоинством;
  • открытый взгляд;
  • ровная осанка;
  • спокойный и уверенный голос.
  • отстаивает свою позицию мирно;
  • откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
  • отстаивает свои права, не попирая при этом прав других.
  • прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.
  • смотрит другим в глаза, даже когда предъявляет человеку претензии и
  • не подходит слишком близко к партнёру, не напирает на него, но и не прячется в стороне
  • жестикулирует в меру и, как говорится, в тему высказывания.
  • говорит достаточно громко, чтобы быть услышанным.
  • интонация ровная, речь связная, чёткая, логически согласованная.
  • умеет выслушать партнёра до конца, не перебивая.
  • чувствует себя спокойно, уверенно, не волнуется, не робеет, не агрессивен.
  • открыто говорит о своих правах, желаниях, намерениях, действиях, но не капризничает, не стонет и не ноет.
  • выражает свои требования от первого лица: «я…», «мне…», «меня…» и т.д.
  • говорит кратко и чётко, не разглагольствует, но и не тараторит.
  • умеет аргументировать своё мнение, требование, желание, действие однозначно и без витиеватости.
  • смотря на собеседника периодически отводит глаза, взгляд открытый, спокойный, доброжелательный, легко встречается со взглядом собеседника.
  • выражение лица соответствует содержанию разговора, спокойное, чаще всего доброжелательное, открытая улыбка.
  • жесты умеренные соответствуют содержанию беседы, четкие, твердые
  • поза тела прямая, на соответствующей дистанции,
  • плечи расправлены
  • голос адекватно громкий, твердый, пауз мало
  • голос усиливается по мере того, как человек говорит.
  • фразы произносится отчетливо,
  • слов-паразитов мало или нет совсем,
  • мысли излагаются ясно и понятно.
  • реакция спонтанная в соответствии с контекстом с ситуации.

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости Онлайн - Школы
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук