Мини – лекция. Общение, функции и виды.

  Автор:
  248

Способность легко общаться и строить межличностные отношения, мы не получаем при рождении, а приобретаем в течение своей жизни. Особенно важен опыт взаимодействия в первые годы жизни, 5-6 лет, а то и раньше, 3-4 лет. Усвоив этот опыт, ребёнок переносит его в свою жизнь в свои взаимоотношения.

Этот опыт бывает разный.

В первом случае, получив эмоциональное тепло, поддержку и полное принятие, ребёнок растёт психически здоровым и открытым к межличностным взаимоотношениям.

Во втором, находясь в среде эмоционального холода, игнорирования, постоянных претензий и упрёков, ребёнок формируется закрытым, не редко агрессивным и конфликтным.  Последствием такого воспитания является, частые конфликты, избегания людей и в итоге социальная изоляция.

Репертуар воспитательных воздействий и их последствий значительно больше. Я хотел показать, что тот способ взаимоотношений, которые вы сегодня используете во взаимодействии с другими людьми, это следствие прошлого, детского опыта.

Здесь, самое время сказать родителям спасибо, за жизнь и за ту заботу, которую они могли вам дать, на которую они были способны. Могли бы иначе, было бы иначе.

А сейчас вы взрослые люди, и в ваших силах откорректировать те способы общения, которые мешают вам строить эффективные взаимоотношения.

Межличностные взаимоотношения, взаимодействия людей происходят через систему коммуникаций.

Базой системы является вербальные (языковые) и невербальные средства (движение, жесты, мимика, пантомимика, интонации).

Через эти средства, формируются: межличностные отношения, обучение, личностное развитие.

Важным здесь является умения строить межличностные отношения, так как через них происходит обучение и личностное развитие.

Умение строить межличностные взаимоотношения между людьми, происходит с помощью социальных навыков. К этим навыкам можно отнести: умение знакомиться, начинать, продолжать и заканчивать разговор, ориентироваться в конфликтных ситуациях, открыто и смело говорить другому человеку о своих чувствах и желаниях, отстаивать свои права и границы, умение говорить «нет» и многое другое. Эти навыки способствуют формированию уверенности в себе.

В.Г. Ромек, кандидат психологических наук , центральным умением в развитие уверенности в межличностных отношениях, видит в навыках открыто и смело говорить другому человеку о своих чувствах и желаниях.

Андре Сальтер — американский психолог и психотерапевт, один из пионеров поведенческой психотерапии, тренинга ассертивности, создатель «условно-рефлекторной психотерапии, одним из существенных моментов уверенности в себе считает: открытое, искреннее и спонтанное выражение чувств.

Как мы можем видеть, психологи сходятся во мнениях, что эти навыки приводят к формированию уверенности в себе.

Это конечно не все навыки, которые способствуют комфортному и эффективному взаимодействию между людьми.

Немного теории. Без неё, практика «слепа». А теория без практики, как» без рук «, малоэффективна. Обучение эффективнее, с теорией и практикой.

Давайте пойдём от малого к большому, от простого к сложному.

А начнём с общения, его функций и видов.

Вербальное общение –это общение с помощью речи.

Невербальное общение – это язык тела: мимика, позы, жесты, интонация.

В последнее время набирает обороты ещё один способ общения — это электронное общение, через Интернет.

В данной лекции нас больше интересует вербальное и невербальное общение.

Психологи считают, что потребность в общении относится к числу основных, базовых потребностей человека.

Общение выступает необходимым условием в развитии личности человека.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного (т.е. эмоционально – оценочного) характера.

Общение, как процесс взаимодействия человека с человеком.

Общение всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе.

А. А. Леонтьева считал, что общение — это особый вид деятельности человека. Я бы сказал, что без этого вида деятельности не происходит развитие человека.

Общение – сложный многогранный процесс, включающий:

  • формирование определённых образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

Функции общения.

Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых основа­ний классификации есть:

1) Аффективно-коммуникативная (перцептивная) — процесс восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения, а так же направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека;

2) информационная— процесс обмена информацией, он обязательно предполагает взаимо­действие мыслей, чувств и поведения партнеров;

3) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) — процесс взаимодействия людей в обще­нии, этот процесс предполагает воздействие человека на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий других людей.

Виды общения.

«Контакт масок». Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношения, чаще всего с малознакомыми людьми. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

«Ритуальное общение». Ритуальный, стиль представляет собой принятый в социуме набор довольно стандартных слов и выражений. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, привет, как дела — нормально, хорошо и т.д.

«Манипулятивное общение». Это вид общения, имеет цель использовать партнера по общению в своих целях. Он характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

«Формально-ролевое общение». При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: врач и пациент, руководитель и подчиненный, пассажир и контролёр, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

«Деловое общение». В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

«Межличностное общение» связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

«Интимно-личностное общение» возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Всё многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости Онлайн - Школы
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук