Мини – лекция: Ведущие потребности и их уровни. Пирамида А. Маслов.

  Автор:
  401

Притча. Объективные потребности человека.

Однажды к духовному учителю пришел юноша и попросил взять его в ученики. Мастер ничего не ответил, но, поскольку день был жаркий, предложил пойти искупаться. Когда юноша вошел в воду, коварный учитель схватил его голову руками и с силой погрузил в воду. Как тот ни старался вырваться, старик крепко держал его под водой. Наконец, он отпустил юношу, и когда тот отдышался, спросил его:

— Чего ты хотел сильнее всего, когда я держал тебя под водой?

— Вдохнуть воздуха.

— Хотел ли ты известности или богатства?

— Нет, только воздуха.

— Когда так же, как воздуха, ты захочешь знаний, тогда ты будешь готов к обучению.

Анализ.

  • Какой смысл несёт эта притча?
  • Как Вы определяете свои потребности?

Потребности.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребность— источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес­се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребность — осознаваемый психологический или фи­зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Потребность как психический образ нужды. М. М. Филиппов (1968).

Потребность — это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности. В. А. Василенко.

Потребности могут быть самыми различными, не осоз­нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребностей про­является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по­ведение.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно. Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. Но, что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Базовые эмоции имеют своё представительство в потребностях, то есть, за эмоциональным состоянием всегда скрывается потребность, например: при голоде (потребность в пищи) – злость, при неудовлетворённости в тёплых отношениях – тревогу или гнев, при развитии своих способностей – радость, интерес. Так сказать, эмоции выражают активную сторону потребностей.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости Онлайн - Школы
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук